Д.В. Подлесный: «Благо республики в том, что здесь нет нефти, газа и алмазов…»
Научный руководитель Республиканского лицея-Центра для одаренных детей рассказал об успехах своих воспитанников, нездоровой ситуации с ЕГЭ и о том, когда в Мордовии появится первый победитель мировой олимпиады школьников.
– Дмитрий Владимирович, недавние республиканские олимпиады закончились громкими победами ваших воспитанников.
– По профильным предметам (физика, математика, астрономия, химия, биология, информатика и экология) наши дети взяли призовых мест практически в 2 раза больше, чем остальные школы. Если говорить только о первых местах, то в 6 раз больше. Из 21-го победителя только трое - ученики других учебных заведений.
– Получается, за короткое время вы оставили конкурентов далеко позади?
– Я бы не стал говорить о конкуренции между лицеем и другими ведущими школами республики, а наоборот – о сотрудничестве. Мы крайне заинтересованы, чтобы школьные педагоги делегировали своих лучших учеников к нам и были за это вознаграждены. В Послании Главы прозвучала и идея о развитии системы стимулирования педагогов, подготовивших ребенка в наш лицей. В обычной школе учитель должен работать со всеми, тянуть «отстающих». Мы работаем с лидерами, остальные ребята подтягиваются к их уровню. Те условия, которые созданы для ребят и педагогов, оправдывают себя.
Общий штат педагогов у нас около 60 человек, включая совместителей - 22 кандидата и 3 доктора наук из университета. Преподаватели профильных предметов в лицее имеют достойную зарплату, не надо забывать и о надбавках Главы республики за подготовку призеров и победителей олимпиад различного уровня (от 7 до 50 тысяч – прим. ред.). Зарплата педагога в Мордовии напрямую зависит от результата его учеников на олимпиадах – такой уникальной практика нет ни в одном регионе.
У нас занимаются 240 ребят на трех площадках почти со всех районов Мордовии. Чем они отличаются от других? Самое главное - хотят учиться. Неправильно думать, что все они – «звезды». Это обычные дети, у которых есть потенциал и «горят» глаза.
Я против понятия «одаренные дети». Это, скорее, дань моде. Есть дети, которые горят желанием учиться, постигать новое. Пусть даже на старте, поступая к нам, порой с трудом складывают дроби – в этом не только их вина. Не так давно проводилась олимпиада по физике для учителей республики. Она показала, что не все педагоги могут решить олимпиадные задачи. Кстати, ни в одном из регионов не осмелились провести подобную олимпиаду. Хотя ее цель - не в том, чтобы выявить плохих, а, наоборот, поддержать отличных педагогов, способных давать знания на высоком профессиональном уровне.
Можно бить себя кулаком в грудь и говорить, платите мне больше, я буду работать лучше. Это иллюзия! Надо вкладывать средства в конкретных людей, кто действительно умеет работать, показывает результат. И при этом всегда помнит о взятой на себя ответственности.
– В Послании Глава Мордовии Н.И.Меркушкин говорил о том, что число иногородних учеников должно вырасти. Как будете решать эту задачу?
– Мы плотно взаимодействуем с министерством по национальной политике РМ. В ближайшие дни будут очередные встречи с представителями диаспоры, где мы предметно обговорим сотрудничество. Впрочем, КПД подобных встреч пока равен нулю и на это есть объективные причины. Для родителей очень важно, в каких условиях будут заниматься дети. А нам негде разместить ребят. То, что есть сейчас – не выдерживает никакой критики.
Надеемся, что к 1 сентября будет закончено строительство нового общежития, и к концу года откроет свои двери современный учебный корпус на 300 человек (новое здание лицея-Центра для одаренных детей будет располагаться на улице Московской – прим. ред).
Уверен, бытовые проблемы будут решены. Все остальное – условия для преподавателей, бесплатное питание, учебники и стипендии ребятам – на высоком уровне.
Кто-то не согласится, но благо республики в том, что здесь нет нефти, газа и алмазов. Главный капитал здесь – люди. Когда я рассказываю коллегам, что и как делается в Мордовии, то мне часто говорят, что это сказки, не верят. Республика – этот тот регион, где сказки станут былью. Все, что делается здесь – делается быстрыми темпами и напоминает настоящее чудо.
– Система «школа-вуз-технопарк» предполагает, что ваши выпускники будут поступать в МГУ имени Н.П.Огарева, а затем работать на инновационных производствах республики.
– Большинство наших ребят будут поступать в мордовский университет. Но отправить всех выпускников учиться в университет - не самоцель. Понятно, что на данный момент, мордовские вузы (и не только мордовские) не готовы принять столько выпускников экстра-класса. Им надо поступать в лучшие вузы страны.
Мы сотрудничаем с МФТИ, Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургским госуниверситетом, другими крупными научными центрами. Они готовы принимать наших ребят на учебу под инновационные проекты, реализуемые в Мордовии.
Еще одна ключевая задача - лучшие ребята после учебы должны работать в Мордовии. Не надо бояться, что никто не вернется работать на малую родину. Российская наука «поднимется» регионами, а не Москвой. Россия всегда славилась своей глубинкой.
– Владимир Путин в статье «О наших экономических задачах» написал, что «восстановление инновационного характера экономики надо начинать с университетов».
– На мой взгляд, начинать надо раньше, со школы. Без изменений в школьном звене образования никакой университет не даст нужного результата. Студенты должны стартовать с вузовских программ, а сейчас в вузах на младших курсах вынуждены восполнять школьные пробелы. В результате на выходе мы получаем специалиста, который не готов сразу работать на том же новом оборудовании.
– Сильно ли отличается уровень подготовки ребят городских и сельских школ?
– Вначале – да. Городские дети подготовлены лучше. Но у сельских ребят есть огромная мотивация, они менее избалованны. Мы делаем упор именно на районы, и это приносит результат. На олимпиадах по физике и астрономии, о которых мы говорили, победители и призеры – наши лицеисты из 10 районов Мордовии. Раньше такого не было.
– Были случаи, когда ребята и родители отказывались от продолжения занятий в лицее?
– Были случаи, когда ребенок понимал, что «не тянет». Это нормально. Гораздо сложнее, когда мы сталкиваемся с откровенной глупостью, самодурством родителей. Расскажу недавний случай. Парень не стал победителем олимпиады. Под Новый Год приехал его отец, сказал, что пора «заканчивать эксперимент» и забирать сына домой. Ребенок же так хотел учиться, что покидал наш лицей со слезами на глазах.
Результата можно достичь, когда есть команда: учитель, ребенок и родители. Очень важна поддержка и понимание власти. Но здесь нам жаловаться не приходится.
– В одном из интервью вы сказали, что не видите в ЕГЭ по точным наукам ничего страшного. Многие с вами не согласятся…
– Ничего страшного в том же ЕГЭ по физике нет. Нормальные задачи, вопросы. Но что происходит на площадках, где дети сдают ЕГЭ? Фотографируют задания, передают «флэшки»- вот где главная зараза! Допустим, идет экзамен по математике. Вы хоть одного математика на рабочем месте в вузе найдете? Все - в районах, решают за других. Я хочу поговорить с ректором университета, чтобы все математики находились во время ЕГЭ по предмету на своем рабочем месте с отключенными телефонами. Это касается и других предметников.
Нет ничего зазорного, если в течение учебного года педагог оказывает дополнительные услуги в качестве репетитора, но «медвежью услугу» во время ЕГЭ нужно искоренить! Родители «зомбируются»: зачем оплачивать дополнительные занятия своих детей, если результат ЕГЭ можно «купить»?
Оздоровим эту ситуацию – получим реальный уровень знаний ребят. А действительно знающие школьники в любом случае получат высокие баллы.
– Когда лицеисты смогут претендовать на «золотой» успех в мировой олимпиаде школьников?
– Реально можно говорить о «золотом» победителе олимпиады из тех ребят, которые сейчас учатся в 8 классе. У них есть многое для этого. Понятно, что имен называть не буду, но при должной работе у нас все получится.